Как научиться учиться. Часть 1. Талант и кроличья лапка

“Знание – свет, а незнание – чуть свет и на работу”
(с) Народная мудрость

“…что вообще в школе хорошего? Когда нас туда швыряют как заложников в турецкую баню, школа кажется нам самым важным делом на свете. Только после третьего или четвёртого класса мы начинаем понимать, какой это вообще идиотизм с начала и до конца” (с) Стивен Кинг

В “старые добрые времена”, чтобы стать кожевником, нужно было родиться в семье кожевников. Потому что знания передавались “от отца к сыну”. И никак иначе. Сегодня, если вы хотите стать кожевником (или кем бы то ни было), вы просто вводите соответствующий запрос в Яндексе или на Ютуб.

Любые знания из любой области можно получить по щелчку мыши. А если вы не можете найти что-то в интернете, скорее всего вы просто не умеете искать…

В школах и университетах в нас усиленно впихивают тонны знаний, которые не применимы к реальной жизни. И не объясняют, зачем вообще нужно учиться, и главное – как правильно это делать.

97% изученной информации “выветривается” из памяти в течение месяца. Попробуйте максимально подробно пересказать сюжет фильма, который вы видели месяц назад. Воспроизвести диалоги и события. Скорее всего, ваш рассказ уложится в 3-5 минут, тогда как в среднем фильм длится полтора часа. Вы помните суть фильма, некоторые особенно яркие моменты… и на этом всё.

Если смотреть с этой стороны, то кажется, что любое обучение бессмысленно. И в некотором роде так оно и есть. Если вы накапливаете знания просто для того, чтобы они у вас были… вы идёте в никуда. Но если вы учитесь и внедряете новые знания, то формируете навыки, развиваетесь и достигаете большего.

Парадокс в том, что прежде чем овладевать какими-либо навыками, нужно закрепить главный из них – навык правильного обучения. К этому мы вернёмся чуть позже. А сначала разберёмся, что может помешать вам закрепить этот навык.

Верите ли вы в силу кроличьей лапки?


Есть люди, которые верят, что кроличья лапка – это некий талисман, приносящий удачу. По факту это просто устаревшее суеверие. Мы, будучи взрослыми, здравомыслящими и современными людьми не клюнем на такой средневековый развод, не так ли?

Ну а что вы можете сказать по поводу таланта? Ведь принято считать, что “он либо есть, либо его нет”. То есть если у вас нет писательского таланта, вам никогда не стать писателем. А если нет музыкального таланта, вам никогда не стать композитором и т.д.

Если задуматься, подобная убеждённость мало чем отличается от кроличьей лапки. Потому что она также предполагает наличие неких неизмеримых сил, которые оказывают волшебное воздействие на человека.

В 2006-м году Кембриджский университет выпустил книгу “The Cambridge Handbook of Expertise and Expert Performance” (Кембриджский справочник по экспертизе и экспертной оценке). Её авторы, опираясь на исследование биографий известных людей, не нашли взаимосвязи между врождёнными предрасположенностями (“талантом”) и интеллектуальными навыками.

Мне нравится, какое определение слова “талант” даёт Википедия.

Талант – выдающиеся способности, которые открываются с приобретением опыта, формируя навык, и приводят к наибольшему успеху в той или иной области.

Можно сделать вывод, что талант – это тяга к определённому виду деятельности и желание развиваться в ней, а не мистическая “предрасположенность” к чему-либо.

Но, казалось бы, что такого плохого в вере в талант (или кроличью лапку)? Сейчас разберёмся.

2 типа мышления

Кэрол Двек, исследователь и преподаватель Стэнфордского университета, выделяет 2 типа мышления:

  1. фиксированное мышление
  2. мышление роста

Люди с фиксированным мышлением верят, будто все их успехи или неудачи напрямую связаны с талантом, т.е. врождёнными способностями.

Если у них что-то не получается – значит, у них “нет таланта”. А если нет таланта – то всё вообще бессмысленно. Зачем учиться, совершать над собой какие-то усилия, стремиться к чему-то? Ведь им это просто “не дано”. И ничего тут не исправить.

Люди с мышлением роста считают, что результаты достигает тот, кто работает над этим. И что если ты чего-то не умеешь или у тебя что-то не получается – этому можно научиться. Нужно только время и желание.

Стоит ли говорить, что обладая фиксированным мышлением, вы едва ли достигните высоких результатов? Малейшая сложность на пути будет выбивать вас из колеи. Любая провалившаяся попытка что-то сделать будет восприниматься как катастрофа вселенского масштаба.

Если вы хотите преуспеть в обучении, в творчестве или в профессиональной среде, важно настраиваться на мышление роста и отбрасывать в сторону фиксированное мышление, нашёптывающее вам, что вы можете развиваться только в том, в чём у вас есть талант.

Три фактора эффективного обучения

Как стать экспертом в какой-либо области, если у вас нет ярко выраженного таланта в ней? Ответ на этот вопрос дают три научно-обоснованных факта, опубликованные в Harvard Business Review 2007 году (статья называется The Making of an Expert).

Фактор #1. Время, потраченное на осознанную практику

Наверняка вы слышали о правиле 10.000 часов (в том числе и от нас). Именно об этом правиле здесь и идёт речь.

Если вы посвятите 10.000 часов осознанной практики чему-либо, вы непременно станете в этом экспертом высшего класса – будь то музыка, танцы, кораблестроение или что бы то ни было другое.

Но важно понимать, что на первом месте стоит не количество часов (10.000 часов – число довольно условное), а осознанность ваших действий. Постановка целей, фиксирование и анализ результатов, “повышение планки” – всё это способствует осознанности. Тупое же повторение одних и тех же действий “на автопилоте” не ведёт к эффективному обучению.

Фактор #2. Помощь учителя/куратора/ментора/мастера


Представьте себе человека, который 5 лет осваивает гитару по самоучителю. Однажды наступает такой момент, когда он упирается в некий скоростной рубеж – достигает предела, быстрее которого уже не может сыграть. Сколько бы он ни отрабатывал движения, сколько часов бы ни просиживал за гитарой – всё впустую.

Тогда он обращается за помощью к профессиональному гитаристу и узнаёт, что неправильно держал кисть левой руки всё это время. Одна ошибка в самом начале наложила отпечаток на все последующие годы обучения.

Именно поэтому так важно иметь наставника, который вовремя заметит, что вы двигаетесь не туда и “направит вас на путь истинный”.

Фактор #3. Поддержка близких

Как ни крути, первые 15-20 лет жизни мы полностью зависим от родителей. И от того, что они нам говорят. Мы не можем мыслить критично, мы не можем самостоятельно принимать решения. Если вам постоянно твердят, что вы ничего не добьётесь, с большой долей вероятности вы в это поверите.

Верно и обратное. Если вас постоянно поддерживают, любые сложности можно преодолеть.

За первые 4 рассказа Стивен Кинг получил 1 доллар (по 25 центов за штуку). От мамы. Она сказала, что любой труд должен быть оплачен. И что он не должен останавливаться. “Пиши ещё”, – сказала она ему в детстве. И он писал. И продолжает это делать даже в свои 69 лет.

Стал бы он популярным писателем, если бы в тот день мама сказала ему: “Выбрось эти рассказы в мусорное ведро, Стиви, ты, бездарный кусок бревна”? Мы никогда этого не узнаем. Но позитивная поддержка окружения оказывает прямое влияние на обучение. Это установленный факт. И он касается не только детей, но и взрослых.

Конечно, успешное и эффективное обучение не ограничивается лишь этими тремя факторами. Есть и практические рекомендации, которых нужно придерживаться. Но они не уместились в рамках одной статьи((( Поэтому, если вы хотите увидеть продолжение статьи на следующей недели, отпишитесь в комментах.


Кстати, по поводу эффективного обучения. Сегодня, 1 сентября – да-да, в День знаний! – в 20:00 Андрей Парабеллум проведёт бесплатный вебинар “Как научиться учиться, если школа уже давно за плечами”.

Этот вебинар – выжимка тренинга Андрея Парабеллума, которая поможет вам эффективнее внедрять новую информацию и доводить дела до результата, а не накапливать знания бесполезным “мёртвым грузом”.

Регистрируйтесь на вебинар и узнайте, как научиться учиться >>

Рассказать друзьям в Facebook, Twitter, Google+, ВКонтакте

Опубликовано