4 урока по ведению тренингов от Андрея Парабеллума

“Стратегией является поиск такого пути, который
требует наименьшего расхода времени и энергии
и дает возможность достичь наибольшего успеха”
Брайан Трейси

Истинное лицо и показатель успешности тренера – это результаты его учеников. Просто продавать тренинги недостаточно. Важно уметь чисто и грамотно доводить своих учеников туда, куда они мечтали попасть. А для этого необходимо знать пути и способы достучаться до каждого из них.

Многие из ваших учеников попадут к вам, скорее всего, даже не по своей воле. Кого-то запишут начальники, партнеры. Другие запишут себя сами, но сделают это с чувством, что за них все сделает тренер. И очень важно, чтобы вы были к этому заранее готовы.

Урок 1. Подготовка


Джордж Оруэлл говорил: “Лучшие книги говорят то, что известно и без них”, что очень уместно сейчас. Я не открою Америку, если скажу, что необходимо готовиться к каждому выступлению. Однако, как ни странно, многие забывают это делать.

Во-первых, тщательно отрепетируйте не только программу, но и вопросы, которые могут вам задать в ходе выступления. Особенно это касается каверзных вопросов, которые вы ждёте меньше всего.

Во-вторых, заготовьте забавные истории из своей или чужой жизни, чтобы показать наглядность каких-то вопросов и добавить в них «жизни». Конечно, зачастую такие истории действительно вспоминаются по ходу, но лучше, когда у вас все подготовлено заранее.


Урок 2. Юмор


Ничто так не придает тренингу живость и эмоциональность, как юмор. А значит, это важнейший инструмент любого тренера. Главное здесь – учитывать особенности аудитории.

Конечно, с полным залом главных бухгалтеров на курсах повышения квалификации в 1С шутить трудновато. Но даже в самых сложных случаях помогает самоирония и искренность.

Расскажите смешную историю из своей жизни (рассказ которой вами уже отшлифован до блеска), пример с учеником, клиентом или даже анекдот – лишь бы было смешно.

Аудитория поймет, что перед ней такой же человек, как и они. Они расслабятся, смелее начнут отвечать вам и тем самым создадут необходимый для любого тренинга интерактив.

Что делать, если в зале провокатор?

Тот же самый юмор отлично поможет вам нейтрализовать любого провокатора. Опять же – заранее проработайте все возможные ходы вопросов и диалогов. Правда, если провокатор настойчив и надоедлив, то можно и сгрубить. Но здесь есть нюанс.

Право раздавать “пинки» необходимо “заслужить”. Если вы ещё не успели дать своим ученикам практически ничего, если у них ещё нет никаких результатов, то вашу грубость воспримут негативно.

Но если вы уже добились расположения, излишняя мягкость только испортит ваше амплуа. Пусть это и прозвучит цинично, но свою аудиторию необходимо “дрессировать”. Именно поэтому я часто могу позволить себе грубые ответы разным неадекватам и провокаторам. И пусть 10% сочтут меня невоспитанным, зато другие 90% будут слушать более внимательно и ещё сильнее втянутся в тренинг.


Урок 3. Организация внутри тренинга


Как бы тщательно вы всё ни распланировали, многое на деле пойдет не так. В этом отличие тренинга от простой лекции – вы не просто начитываете материал, вы работаете с группой. А группа – это живой организм. Причём общий уровень умственного развития группы намного ниже, чем у каждого отдельного участника.

К примеру, вы решили провести упражнение, чтобы разрядить обстановку: участникам нужно построиться в ряд по росту. Скажите сделать это двум участникам и они справятся с задачей за пару секунд. Но попробуйте сказать то же самое группе, как возникнет масса вопросов, о которых вы могли даже не подозревать!

– А где построиться?
– А с кого начинать?
– А слева самый высокий или самый низкий?
– А если я на каблуках, считать настоящий рост или на каблуках?

 

Объясняя упражнение группе представьте, что объясняете пятилетнему ребенку. Без шуток. Говорите медленно и короткими предложениями. При возможности разделите сложное упражнение на несколько этапов и объясняйте второй этап только после выполнения первого.


Урок 4. Раздаточные материалы

 

Во время тренинга очень легко уйти в сторону от темы. Особенно если тема интересная и многогранная. Плюс, если ещё и в зале 50 человек, которые ежеминутно задают вопросы. Причём интересных будет, как правило, мало. Чаще будут вопросы из серии “про пельмени”, поэтому набирайтесь терпения.


Вторая проблема – если тренинг идёт целый день. Потому что кто-то периодически засыпает, кто-то отвлекается, плюс куча новой информации не укладывается сразу в голове. И есть вероятность, что участники забудут то, на что вы потратили целый день уже через 5 минут после окончания выступления.


Как решить эти проблемы?

 

Здесь вам помогут раздаточные материалы. Подготовьте рабочую тетрадь для участников. Что-то физически ощутимое всегда вызывает бурный восторг. А если там ещё и красивая глянцевая обложка – они ваши без остатка, не сомневайтесь.


Так мы сразу убиваем двух зайцев. Во-первых, у вас перед глазами план тренинга, и вам намного проще вести и придерживаться программы. А во-вторых, участники понимают общую картину и им легче воспринимать информацию.

 

В рабочую тетрадь можно включить упражнения и поля для самостоятельного заполнения. Даёте задание – и участники при деле, и вы отдохнули. Участники сразу работают над своим бизнесом в реальной ситуации, а значит, будут результаты.


К тому же на руках у них останутся готовые к внедрению схемы, инструменты и технологии – ведь всё записано!

 

4 мая в 22:00 по Москве мы с Андреем Ландом и Андреем Степановым проводим бесплатный вебинар “Как продавать и проводить online-тренинги: фишки и секреты”

Зарегистрироваться на вебинар >>

 

Вы узнаете, как организовывать масштабные онлайн-тренинги, особенности набора участников и проведения тренингов в интернете.

 

Регистрируйтесь на вебинар сейчас, чтобы не пропустить >>

Рассказать друзьям в Facebook, Twitter, Google+, ВКонтакте