Три волшебных слова для успешного старта бизнеса

Итак, вы собрались начать свой бизнес. У вас, наверняка есть идея, прототип ее реализации, возможно, продукт, клиенты (хотя бы первый), люди (или вы сами), которые будут осуществлять необходимые операционные активности:

  • продажу
  • прием заказов
  • отгрузку продуктов или осуществление услуг
  • прием платежей
  • оформление необходимой документации (бухгалтерской и проч.)
  • и так далее…

ну и, конечно, стоящая за этим (или формирующаяся во времени, по факту), бизнес-модель.

О чем нужно помнить? Сегодня – это три волшебных слова: Цель, Миссия и Видение.

Правильнее, – это три вопроса, на которые у вас должен быть ответ. Это – важная составляющая успеха вашего бизнеса. Можно ли без нее? Можно! Но если вы собрались делать дело всерьез и надолго, – без этого никуда.

Ответьте на три простых вопроса:

1) Зачем вам этот бизнес? Чего вы хотите достичь? Сколько вы хотите зарабатывать?

2) Для кого кроме вас этот бизнес? Кому вы помогаете? Чем? Кто становится счастливее от использования вашего продукта или услуги? Почему? Какая в этом для них польза?

3) Как выглядит мир, рынок, клиент, и вы через год-три-пять оттого, что ваш бизнес существует?

 

Цель для бизнеса

Aim

«Зачем мне цель, если у меня и так все будет хорошо: начнется, закрутится, и я начну получать деньги?» – можете спросить вы. В некотором смысле вы будете правы, но только отчасти.

В долгосрочной перспективе цель, – это то, что помогает вам вести свой бизнес в нужном направлении. Принимать решения, которые соответствуют цели. Не быть пассивным. Возможно, поначалу у вас будет все хорошо, вам повезет, у вас будет доход, и ваш бизнес нормально заработает.

Но это не будет продолжаться вечно. Придут (или проявятся) конкуренты. Изменится рынок. Клиенты будут просить чего-то еще, чего в арсенале ваших продуктов-услуг еще нет. Много чего может случиться. И если вы не понимаете, что делать дальше, куда именно вы идете, вы окажетесь в пассивной ситуации, отпустив управление, пустив все по течению. А плыть по течению – вещь опасная, особенно если вы не знаете, куда оно вас несет, и туда ли вы должны приплыть.

Обычно цель объясняют просто: если вы куда-то «плывете», вы должны:

1) знать куда вы двигаетесь,

2) понимать в каждый момент пути, туда ли вы двигаетесь,

3) не пора ли принимать корректирующие действия.

Работа без цели предполагает то, что ваш путь слишком простой и короткий (и вам не нужно явно осознавать это), и то, что ваши планы совсем не долгосрочные, то, что вы здесь случайно, и вам не сильно нужно или сильно неинтересно. Правильный капитан корабля (или хозяин бизнеса) знает, куда и зачем он идет. Он знает, по какому маршруту, какие впереди препятствия и как их обойти.

С точки зрения бизнеса, будучи капитаном своего корабля, вы должны понимать:

1) что вы хотите от своего бизнеса

2) зачем он вам

3) сколько вы хотите заработать в своем бизнесе

Почему? Просто потому, что это позволит нарисовать вам «карту», маршрут, и понимать, куда и как вы попадете. Предположим, сегодня вы заработали X. Если вы знаете, сколько вам нужно, вы сразу поймете: много это или мало. Достаточно ли для того, чтобы покрыть расходы, чтобы получить прибыль. Это повод для размышлений типа “а можно ли это повторить”, “а можно ли больше”, “что нужно сделать еще, чтобы заработать 2X, 10X” и так далее. Вот для чего нужно явно и четко, желательно количественно, отвечать на вопрос о цели. Даже если сейчас вы только начали, помните, постановка цели неизбежна. Иначе, как вы будете ставить задачи своим продавцам, своим другим подчиненным? Просто так, иди заработай сколько получиться и все такое? Вряд ли вы этого реально хотите… Дальше – сложнее. С ростом вашего бизнеса планирование всех подразделений должно будет строиться от поставленных вами целей. Понимание вами целей очень пригодится, если или когда вы будете разговаривать с акционерами, инвесторами, покупателями вашего бизнеса и многими другими заинтересованными людьми. Ставьте цели. Планируйте относительно цели. Двигайтесь к цели. И помните: цель, – это не только величина годового дохода и вашей прибыли. Это еще и осознанное понимание того, зачем вы все это делаете, что вы получите, и что будет с вашим бизнесом в будущем.

 

Миссия бизнеса

mission

Вторая из трех важных вещей, связанных с правильным долгосрочным бизнесом, – Миссия. По сути, миссия, – это формулировка задач, целей, предназначения и пользы вашего бизнеса для вас, для рынка и для конечных клиентов.

Миссия, – это ответ на вопрос зачем вообще существует ваш бизнес, кому и что он дает, и какая от него польза. Зачем нужна сформулированная миссия? Во-первых, это помогает вам самому понять, что вы делаете и зачем. Для того, чтобы это делать в принципе. Для того, чтобы это было понятно вашим сотрудникам. Для того, чтобы это было понятно вашим клиентам. И еще многим вокруг вашей компании, кто так или иначе в ней заинтересован сейчас или будет заинтересован в будущем. Это простой и быстрый ответ на вопрос: А чем вы занимаетесь? Как это помогает тем, кто понимает вашу миссию?

Это помогает вам не сходить с намеченного пути и концентрироваться на важном. На главном. Это помогает вам объяснять клиенту, что вы ему несете, еще до того, как начнете рассказывать о своих продуктах и услугах. Это помогает вашим сотрудникам придерживаться нужных приоритетов, действовать в рамках четких и понятных правил и задач. Это позволяет вам правильно планировать и ставить задачи сотрудникам. На основе миссии строятся маркетинговые активности, планы, кампании и важные коммуникации с рынком. Планы менеджеров продукта и планы производства формулируются на базе миссии, – ведь так понятно, что делать и какое оно должно быть.

Это помогает вашим клиентам быстро, за считанные секунды получить о вас, о вашей компании, о ваших продуктах и вашей пользе для них нужное впечатление и понимание. Зачем это нужно? Это нужно не только для позиционирования компании, для отличия от конкурентов, не только для презентаций клиенту, не только для коммуникации с рынком, – это важно в первую очередь для выстраивания, для планирования и для управления вашей компанией. Какие вопросы помогают сформулировать миссию и как вообще она создается? В интернете и в различных книгах есть масса примеров и шаблонов по написанию миссии. Но мы вам предложим наиболее простой и работоспособный вариант.

Write

Ответьте пожалуйста на вопросы:

  • Чем мой (наш) бизнес помогает рынку?
  • Кто наш клиент и что ему нужно?
  • Какая от него (бизнеса) польза клиенту?
  • Какими нашими продуктами и услугами какие проблемы клиента мы помогаем решать?
  • Чем мы (бизнес) отличаемся от других?
  • В чем интерес наших акционеров и как он удовлетворяется?
  • Как все это сформулировать в одном-двух-трех предложениях?

Обратите внимание, что у миссии может быть несколько форм: для внутреннего пользования, для акционеров, для инвесторов, для рынка (потенциальных клиентов) и для клиентов, которые уже стали таковыми или скоро станут. Не исключено, что вам нужно будет написать несколько формулировок. Это не страшно. Это – правильно. И это поможет вам лучше и всесторонне определить назначение и ценность бизнеса.

Но мы бы предложили вам начать с одной, короткой формулировки. Как показывает наш опыт, самый простой и в то же время действенный формат миссии выглядит так:

Мы (наша компания) так-то помогаем нашим таким-то клиентам быть замечательными в том-то. В англоязычном первоисточнике самый выигрышный формат выглядит так:

We help $TYPE_OF_PERSON be awesome at $THING (заимствовано у Joel Spolsky), то есть, если дословно,

«Мы помогаем $тут описать тип клиента$ быть замечательными в $таком-то виде их деятельности$ (и я бы еще добавил, “таким-то образом”), где $тут описать тип клиента$ или $таким-то нашим клиентам$ – это описание того, кто именно ваш клиент, чем он особенный, кто он, что он делает, какие у него специфические качества и так далее в $таком-то виде их деятельности$ – это описание того, какую именно часть бизнеса (или не бизнеса, если это не B2B) ваших клиентов вы меняете, делаете эффективней, качественней, быстрей, лучше и т.п. $таким-то образом$ или $так-то$ – это описание того, что именно вы делаете, что именно вы предлагаете.

Это не только и не столько точное название или описание продукта, или услуги, сколько на простом, человеческом языке их суть и польза. да, и слова «быть замечательными» и «be awesome», конечно, можно изменить под терминологию вашей аудитории. Ну что, примерно понятно? Тогда – вперед! Пишите миссию!

 

Видение

Vision

Третья, но не менее важная составляющая главных элементов создания и планирования бизнеса. Что такое видение? Кто-то может сказать, что это психологическая составляющая правильного настроя владельца и организатора будущего бизнеса. Кто-то скажет, что это непременная часть бизнес-планирования, описывающая то, как именно будет “выглядеть” и работать создаваемый бизнес. И обе версии – правильные. С точки зрения вас, как владельца, – это очень важное и правильное психологическое дополнение к формулировке вашей цели.

В создании видения вы проецируете и формулируете у себя в сознании то, к чему вы стремитесь. В отличие от количественной цели, в видении вы просто представляете, каким будет мир, рынок, ваш бизнес, вы, и разные детали, – как это все будет выглядеть, какие визуальные ассоциации вы будете хранить в голове, какие и как вы будете передавать своим подчиненным, и к чему именно вы будете стремиться. Психологи утверждают, что для достижения и осуществления цели, – это крайне важное и полезное упражнение, – визуализировать свою цель, то есть регулярно представлять, как это оно все будет.

Если отбросить психологический взгляд, видение может быть представлено как серьезный документ, который также называют «концепция».

Этот документ содержит цели, содержит описание различных элементов бизнеса, как бизнес работает, то есть в первую очередь отвечает на вопросы:

  • Как это работает?
  • Как это выглядит?

и не отвечает на вопросы:

  • Как это сделать?
  • Каков план?

Ценность такого документа та же: выработать у команды, у акционеров и инвесторов видение-понимание того, как это будет, как это должно быть. Для чего создается видение? Зачем нужна концепция? Для единого, общего, согласованного понимания, что именно нужно построить общими усилиями вовлеченных сторон.

Если говорить просто о всех трех составляющих, то для простоты, вопросы, которые нужно задать себе (и тем, кто вам помогает), выглядят так:

Цель: Что я хочу получить? Сколько я хочу получить?

Миссия: Кому, чем и как я помогаю? Чьи проблемы и как решает наш бизнес? В чем польза рынку и клиентом от нашего бизнеса?

Видение: Куда мы идем? Как это можно описать, сформулировать, представить? В какой форме и в каких деталях это можно донести всем остальным, чтобы выработать общее понимание нашего пути и деталей представления нашей цели? Как можно использовать видение-концепцию дальше? То есть в чем назначение такого документа, если не только выработка и согласование единого понимания членов команды?

Видение – важный элемент создания плана, бизнес-плана, набора простых и реализуемых промежуточных шагов. В некотором смысле, – это основа для декомпозиции цели на понятные и простые составляющие, шаги и задачи вашего плана.

Что нужно быстро и просто сделать, для того, чтобы видение сформулировать? Вот простой шаблон:

Через 3-5 лет, начиная с данного момента, моя (наша) компания будет ________(такой-то, выглядеть так-то, воплощать такие-то вещи, реализовать наши цели таким образом)___, благодаря тому, что _______(мы будем делать то-то, так-то, у нас будет то-то, мы станем такими-то, рынок будет таким-то, и мы…)______.

Интенсив по бизнесу 14-15 марта

«Пошаговые инструкции и инструменты по запуску
и развития любого вида бизнеса с нуля»

intensive_XVIII

Вы получите все самые необходимые и важные инструменты и пошаговые инструкции по старту и развитию бизнеса, интернет-бизнеса и оффлайн-бизнеса с нуля от лучших экспертов Инфобизнес2.ру и партнеров. Все, что вам понадобится – это компьютер и выход в интернет.

Бесплатная регистрация здесь

 

 

Рассказать друзьям в Facebook, Twitter, Google+, ВКонтакте